Публичный сервитут: кто устанавливает, для каких целей, на какой срок?
По каким правилам на вашем участке может появиться опора ЛЭП, линия связи, стоянка техники или бытовка для дорожных рабочих?
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно изучить такое понятие, как Публичный сервитут (далее - ПС).
ПС устанавливается в соответствии с Земельным Кодексом, по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.
ПС может устанавливаться в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель для:
1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;
4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).
А также для отдельных целей:
- строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
- складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
- устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
- размещения автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
- проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также вышеперечисленных сооружений;
- реконструкции, капитального ремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.
Обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообла-дателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком. При переходе прав на земельный участок ПС сохраняется, условия его осуществления не изменяются.
Срок ПС определяется решением об его установлении.
Условия осуществления ПС должны быть наименее обременительными для рационального использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за ПС рассчитывается исходя из среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.
Плата за ПС в отношении земельных участков, находящихся в частной собствен-ности или находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, определяется в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и мето-дическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и норма-тивно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Размер такой платы определяется на дату, предшествующую не более чем на тридцать дней дате направ-ления правообладателю земельного участка соглашения об осуществлении публич-ного сервитута.
Безвозмездным является ПС, установленный:
1) в целях устройства пересечения автомобильных дорог и железнодорожных путей;
2) в случае установления ПС в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обременен-ных правами третьих лиц;
3) в отношении земельного участка, правообладатель которого является сторо-ной договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, в целях исполнения которого установлен ПС.
Не допускается установление ПС в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта инженерных сооружений; складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений, строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта, в отношении земельных участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, личного подсобного хозяйства, за исключением случаев, если это требуется для:
1) подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, распо-ложенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого нахо-дятся такие земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;
2) эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений, рекон-струкции, капитального ремонта их частей;
3) размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.
В установлении ПС должно быть отказано, если:
1) ходатайство об установлении ПС содержит неполные сведения или обоснова-ние необходимости установления ПС;
2) не соблюдены предусмотренные Земельным Кодексом условия установления ПС;
3) осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается ПС, за-прещено в соответствии с требованиями федеральных законов, технических регла-ментов и (или) иных нормативных правовых актов на определенных землях, террито-риях, в определенных зонах, в границах которых предлагается установить ПС;
4) установление ПС повлечет невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства (в том числе индивидуального жилищного строитель-ства), ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огород-ничества для собственных нужд, или одного года в отношении иных земельных участ-ков. Указанные условия не применяются в отношении земельных участков, находя-щихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам;
5) установление ПС, связанное с реконструкцией (переносом), сносом линейного объекта или иного сооружения, размещенных на земельном участке и (или) землях, при этом не предоставлено соглашение в письменной форме между заявителем и соб-ственником данных линейного объекта, сооружения об условиях таких реконструкции (переноса), сноса;
6) границы ПС не соответствуют предусмотренной документацией по планировке территории зоне размещения инженерного сооружения, автомобильной дороги, же-лезнодорожных путей в случае подачи ходатайства об установлении ПС в этих целях, за исключением случая установления ПС в целях капитального ремонта инженерных сооружений, являющихся линейными объектами, а также в целях капитального ре-монта участков (частей) таких инженерных сооружений;
7) установление ПС в границах, указанных в ходатайстве, препятствует размеще-нию иных объектов, предусмотренных утвержденным проектом планировки террито-рии;
8) ПС испрашивается в целях реконструкции инженерного сооружения, которое предполагалось перенести в связи с изъятием земельного участка для государствен-ных или муниципальных нужд, и принято решение об отказе в удовлетворении хода-тайства об изъятии такого земельного участка для государственных или муниципаль-ных нужд.
В случае установления ПС на земельный участок запись об ограничении (обре-менении) – государственной регистрации сервитута - в Единый государственный ре-естр недвижимости (далее – ЕГРН) не вносится. Часть земельного участка, на кото-рую распространяется ПС, также не вносится в ЕГРН. При этом, в реестр границ ЕГРН вносятся сведения об установлении публичного сервитута.
«Нужно понимать разницу между частным и публичным сервитутом, - прокомментировал исполняющий обязанности председателя Комитета имущественных и земельных отношений Республики Коми Андрей Майер, - частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения».